59)Функции Министерства юстиции рф и его органов
В целях обеспечения исполнения перечисленных выше задач, стоящих перед Минюстом РФ, оно самостоятельно осуществляет правовое регулирование в сфере юстиции, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией, законами и иными нормативными актами Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Минюст РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб. Минюст РФ может осуществлять координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.
Минюст РФ в своей сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации.
Министерство юстиции наделено целым рядом функций, перечень которых содержится в Положении о Министерстве юстиции РФ от
2 августа 1999 г. К таким функциям относятся:
Деятельность в сфере нормотворчества (например, осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; участвует в работе по ведению общеправового классификатора отраслей законодательства Российской Федерации).
Деятельность в сфере правовой информации (например, участвует в разработке и реализации программ правовой информатизации; организует разработку и обеспечение органов и учреждений юстиции программно-техническими средствами и технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации).
Деятельность по государственной регистрации общественных объединений, иностранных юридических лиц (например, принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решение о государственной регистрации общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, иных юридических лиц; осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности, и ведет реестр национально-культурных автономий).
Деятельность в сфере государственной регистрации прав на недвижимость (например, осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Деятельность в сфере обеспечения исполнения уголовных наказаний и функционирования уголовно-исполнительной системы (например, обеспечивает исполнение уголовных наказаний, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрану, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; осуществляет централизованное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России вооружением, боеприпасами, специальными средствами, военной техникой и иным имуществом).
Деятельность в сфере нотариата (например, наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации; осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства).
Деятельность в сфере адвокатуры (например, ведет реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации).
Деятельность в области государственной регистрации актов гражданского состояния (например, осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния).
Деятельность в области международного права (например, представляет по поручению Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека необходимые материалы и заключения в связи с поступившими в Европейский суд по правам человека обращениями о нарушении Российской Федерацией положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; исполняет в пределах своей компетенции обязательства Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным
Деятельность по организации работы Министерства юстиции и его подразделений (например, осуществляет финансирование органов и учреждений юстиции; организует рассмотрение устных и письменных обращений граждан, связанных с работой органов и учреждений
юстиции).
Деятельность в области использования и защиты интеллектуальной собственности (например, осуществляет правовую защиту интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструктор-
ских и технологических работ военного, специального и двойного назначения).
Деятельность в сфере регулирования деятельности арбитражных управляющих (например, в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве регулирующего органа осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; ведет единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных управляющих).
Иные направления деятельности (например, обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционном Суде Российской Федерации; обеспечивает сбор и обработку статистических данных, разработку форм статистической отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции; осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов; осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России).
Для осуществления своих функций Минюст РФ наделен целым рядом полномочий. Так, в рамках организации работы министерства Минюст РФ вправе создавать свои территориальные органы, утверждать положения о них, утверждать штатную численность и фонд оплаты труда работников в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников, также создавать учреждения юстиции и иные организации, реорганизовывать и ликвидировать их, а также утверждать их уставы. Минюст РФ может вносить предложения об улучшении условий труда, материального обеспечения и социально-бытового обслуживания работников органов и учреждений юстиции.
В рамках осуществления своих функций Минюст РФ имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц, а также привлекать в необходимых случаях для осуществления своих задач и функций работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Проводя работу по контролю за деятельностью общественных объединений и религиозных организаций, Минюст РФ может направлять в руководящие органы общественных объединений и религиозных организаций запросы о предоставлении их распорядительных документов; направлять своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых общественными объединениями и религиозными организациями.
Для реализации своих функций в области нормотворческой деятельности Минюст РФ вправе привлекать для разработки проектов нормативных правовых актов и осуществления их экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе; направлять в орган, издавший нормативный правовой акт, обязательный для исполнения запрос о представлении данного акта на государственную регистрацию; представлять в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта РФ Конституции РФ или федеральному закону мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший данный акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.
Минюст РФ имеет право запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, предприятий – разработчиков и изготовителей вооружения и военной техники и государственных посредников – федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих в установленном порядке экспорт (импорт) вооружения, военной техники, работ и услуг военного назначения, информации и результатов интеллектуальной деятельности в военно-технической области, лицензии на производство вооружения и военной техники и использование соответствующих технологий, а также сведения, необходимые для осуществления правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследова-
тельских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения.
Минюст РФ имеет право заключать международные договоры Российской Федерации межведомственного характера, например, Соглашение о сотрудничестве между Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством юстиции Итальянской Республики от 18 сентября 2000 г.
В полномочия Минюста РФ входит подготовка ежегодных докладов Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о соблюдении законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и других органов, исполнению уголовных наказаний, а также по обеспечению содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охраны, этапирования, конвоирования.
Министерство юстиции РФ самостоятельно принимает решения по всем вопросам, относящимся к порученной ему сфере деятельности, кроме вопросов, требующих согласования с другими центральными органами федеральной исполнительной власти и соответствующими органами субъектов РФ в установленном законодательством РФ порядке. Например, назначение на должность регистраторов прав на недвижимое имущество и сделок с ним должно быть согласовано с органом исполнительной власти субъекта РФ. Кроме того, в некоторых случаях, предусмотренных законом, Министерство юстиции и его органы принимают решения совместно с другими органами. Так, в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате (ст. 12) орган юстиции совместно с нотариальной палатой учреждает и ликвидирует должности нотариуса, определяет количество должностей нотариусов в нотариальном округе. Наделение нотариуса полномочиями производится органами юстиции на основании рекомендации нотариальной палаты и т.д.
Минюст России вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
studfiles.net
Компетенция Министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере нотариата.
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
1) представляет предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также предложения в проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации в сфере нотариата;
2) разрабатывает и представляет руководству Минюста России предложения по внесению Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов в сфере нотариата, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
3) разрабатывает проекты нормативных правовых актов Минюста России в сфере нотариата, в том числе:
— порядок ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
— порядок и форму учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов;
— инструкцию о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов;
— порядок проведения территориальными органами Министерства проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов;
— порядок направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность;
— формы уведомления нотариусом залогодателя (должника) об исполнении обязательства, обеспеченного залогом;
— порядок назначения на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе.
4) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам нотариата, разрабатывает на этой основе предложения о мерах по совершенствованию деятельности Минюста России;
5) участвует в осуществлении организационного и методического руководства деятельностью территориальных органов Минюста России и контроля за реализацией ими правоприменительных функций;
6) участвует в проведении проверок деятельности территориальных органов Министерства в сфере нотариата, анализирует эту деятельность и разрабатывает меры по ее совершенствованию;
7) в рамках установленной компетенции проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов;
8) принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;
9) организует работу по открытию и упразднению государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации;
10) организует работу по наделению территориальными органами Минюста России на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
11) в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
12) участвует в работе квалификационных комиссий по приему экзамена у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельности;
13) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по утверждению совместно с Федеральной нотариальной палатой порядка:
— определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе;
— изменения территории деятельности нотариуса;
— учреждения и ликвидации должности нотариуса;
— допуска к квалификационному экзамену лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью;
— проведения квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов;
— передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу;
— сложения полномочий нотариуса по достижении им семидесятипятилетнего возраста, проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность;
— прохождения стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса;
— замещения временно отсутствующего нотариуса;
— обеспечения Федеральной нотариальной палатой подтверждения содержания нотариально удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
— взаимодействия Федеральной нотариальной палаты и нотариуса при регистрации уведомления о залоге движимого имущества;
— направления нотариусу в электронной форме заявления о выдаче выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
— перечня тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене;
— положения о квалификационной комиссии;
— положения об апелляционной комиссии;
— правил нотариального делопроизводства;
— состава сведений справочно-аналитического характера, содержащихся в единой информационной системе нотариата и касающихся деятельности нотариусов;
— требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата и порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата;
— форм уведомлений о залоге движимого имущества, свидетельств о регистрации уведомления о залоге движимого имущества, выписок из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
— формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядок их оформления, формы предоставления отчетности о функционировании реестров единой информационной системы нотариата.
14) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по образованию совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельности;
15) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;
16) готовит аналитические, информационные, методические, справочные и иные материалы по вопросам нотариата;
17) участвует в работе по защите интересов Министерства, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений;
18) выдает выписки из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен.
minjust.ru
59)Функции Министерства юстиции рф и его органов
В целях обеспечения исполнения перечисленных выше задач, стоящих перед Минюстом РФ, оно самостоятельно осуществляет правовое регулирование в сфере юстиции, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией, законами и иными нормативными актами Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Минюст РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб. Минюст РФ может осуществлять координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.
Минюст РФ в своей сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации.
Министерство юстиции наделено целым рядом функций, перечень которых содержится в Положении о Министерстве юстиции РФ от
2 августа 1999 г. К таким функциям относятся:
Деятельность в сфере нормотворчества (например, осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; участвует в работе по ведению общеправового классификатора отраслей законодательства Российской Федерации).
Деятельность в сфере правовой информации (например, участвует в разработке и реализации программ правовой информатизации; организует разработку и обеспечение органов и учреждений юстиции программно-техническими средствами и технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации).
Деятельность по государственной регистрации общественных объединений, иностранных юридических лиц (например, принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решение о государственной регистрации общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, иных юридических лиц; осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности, и ведет реестр национально-культурных автономий).
Деятельность в сфере государственной регистрации прав на недвижимость (например, осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Деятельность в сфере обеспечения исполнения уголовных наказаний и функционирования уголовно-исполнительной системы (например, обеспечивает исполнение уголовных наказаний, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрану, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; осуществляет централизованное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России вооружением, боеприпасами, специальными средствами, военной техникой и иным имуществом).
Деятельность в сфере нотариата (например, наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации; осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства).
Деятельность в сфере адвокатуры (например, ведет реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации).
Деятельность в области государственной регистрации актов гражданского состояния (например, осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния).
Деятельность в области международного права (например, представляет по поручению Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека необходимые материалы и заключения в связи с поступившими в Европейский суд по правам человека обращениями о нарушении Российской Федерацией положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; исполняет в пределах своей компетенции обязательства Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным
делам).
Деятельность по организации работы Министерства юстиции и его подразделений (например, осуществляет финансирование органов и учреждений юстиции; организует рассмотрение устных и письменных обращений граждан, связанных с работой органов и учреждений
юстиции).
Деятельность в области использования и защиты интеллектуальной собственности (например, осуществляет правовую защиту интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструктор-
ских и технологических работ военного, специального и двойного назначения).
Деятельность в сфере регулирования деятельности арбитражных управляющих (например, в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве регулирующего органа осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; ведет единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных управляющих).
Иные направления деятельности (например, обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционном Суде Российской Федерации; обеспечивает сбор и обработку статистических данных, разработку форм статистической отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции; осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов; осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России).
Для осуществления своих функций Минюст РФ наделен целым рядом полномочий. Так, в рамках организации работы министерства Минюст РФ вправе создавать свои территориальные органы, утверждать положения о них, утверждать штатную численность и фонд оплаты труда работников в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников, также создавать учреждения юстиции и иные организации, реорганизовывать и ликвидировать их, а также утверждать их уставы. Минюст РФ может вносить предложения об улучшении условий труда, материального обеспечения и социально-бытового обслуживания работников органов и учреждений юстиции.
В рамках осуществления своих функций Минюст РФ имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц, а также привлекать в необходимых случаях для осуществления своих задач и функций работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Проводя работу по контролю за деятельностью общественных объединений и религиозных организаций, Минюст РФ может направлять в руководящие органы общественных объединений и религиозных организаций запросы о предоставлении их распорядительных документов; направлять своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых общественными объединениями и религиозными организациями.
Для реализации своих функций в области нормотворческой деятельности Минюст РФ вправе привлекать для разработки проектов нормативных правовых актов и осуществления их экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе; направлять в орган, издавший нормативный правовой акт, обязательный для исполнения запрос о представлении данного акта на государственную регистрацию; представлять в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта РФ Конституции РФ или федеральному закону мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший данный акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.
Минюст РФ имеет право запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, предприятий – разработчиков и изготовителей вооружения и военной техники и государственных посредников – федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих в установленном порядке экспорт (импорт) вооружения, военной техники, работ и услуг военного назначения, информации и результатов интеллектуальной деятельности в военно-технической области, лицензии на производство вооружения и военной техники и использование соответствующих технологий, а также сведения, необходимые для осуществления правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследова-
тельских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения.
Минюст РФ имеет право заключать международные договоры Российской Федерации межведомственного характера, например, Соглашение о сотрудничестве между Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством юстиции Итальянской Республики от 18 сентября 2000 г.
В полномочия Минюста РФ входит подготовка ежегодных докладов Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о соблюдении законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и других органов, исполнению уголовных наказаний, а также по обеспечению содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охраны, этапирования, конвоирования.
Министерство юстиции РФ самостоятельно принимает решения по всем вопросам, относящимся к порученной ему сфере деятельности, кроме вопросов, требующих согласования с другими центральными органами федеральной исполнительной власти и соответствующими органами субъектов РФ в установленном законодательством РФ порядке. Например, назначение на должность регистраторов прав на недвижимое имущество и сделок с ним должно быть согласовано с органом исполнительной власти субъекта РФ. Кроме того, в некоторых случаях, предусмотренных законом, Министерство юстиции и его органы принимают решения совместно с другими органами. Так, в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате (ст. 12) орган юстиции совместно с нотариальной палатой учреждает и ликвидирует должности нотариуса, определяет количество должностей нотариусов в нотариальном округе. Наделение нотариуса полномочиями производится органами юстиции на основании рекомендации нотариальной палаты и т.д.
Минюст России вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
studfiles.net
10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
Как уже отмечалось, функции Министерства юстиции РФ претерпели существенные изменения- Отпала функция организацион- . ного руководства судами, изменилось содержание полномочий по обеспечению судебной деятельности. В сферу деятельности Министерства юстиции РФ в соответствии с Концепцией реформирования органов и учреждений юстиции были включены дополнитель- I ныеполномочия,связанныесегоучастиемвобеспеченииправотвор- 1 ческой деятельности органов государственной власти, контролем за движением собственности, новыми подходами к функционированию системы исполнения уголовных наказаний и решением ряда других вопросов.
Остановимся подробнее на основных функциях Министерства юстиции РФ.’
Обеспечение нормотворческой деятельности органов государственной власти включает несколько направлений деятельности Министерства юстиции РФ: экспертизу и координацию правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; юридическую оценку правовых актов субъектов РФ; учет и систематизацию действующего законодательства.
Министерство юстиции РФ координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых этими органами на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ.
Координационная функция осуществляется Министерством юстиции РФ в двух формах: в тех случаях, когда подготовка проекта правового акта поручена Министерству юстиции РФ с участием других ведомств и когда проект готовится другими ведомствами, а Министерство юстиции РФ принимает участие в его подготовке.
Для осуществления координационной функции Министерство юстиции РФ наделено правом запрашивать и получать необходимые материалы от органов государственной власти, привлекать для разработки проектов и их экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов* в том числе «4ia договорной основе, а также работников федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, Министерство юстиции РФ имеет полномочия по собственной инициативе вносить на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам собственной компетенции, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции.
Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам — еще одна важная сторона обеспечения нормотворчества органов государственной «ласти регионов.
О неблагополучном положений с законностью правовых актов субъектов РФ свидетельствуют меры, которые в последнее время осуществлялись в сфере государственного строительства. Как отмечалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 3 апреля 20W г., проводимые реформы укрепления государственной власти, всех ее институтов и на всех уровнях могут дать положительные результаты только при обеспечении четкой правовой дисциплины и ответственности на всех уровнях управления. Обязательным условием успеха стратегических преобразований считается прежде всего наведение порядка во взаимоотношениях между федеральным и региональным уровнями власти.
Оценивая сложившуюся ситуацию, Президент РФ отметил, что в результате проделанной работы из более чем трех с половиной тысяч незаконных правовых актов, принятых в субъектах РФ, 4/s из них отменены или приведены в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.
Свой вклад в укрепление законности вносит и реализация пол- 1 номочий Министерства юстиции РФ на этом участке. В случае несо- I ответствия нормативного правового акта субъекта РФ Конституции | РФ или федеральному закону Министерство юстиции РФ представ- | ляет мотивированное заключение в соответствующий федеральный | орган исполнительной власти об отмене или приостановлении дей- | ствия такого акта. Отработан и дальнейший механизм ответственности. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об обших принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в случае неустранения допущенных нарушений Конституции РФ и федеральных законов уста- . новлена ответственность вплотьдо прекращения (роспуска) предста- 1 вительных органов власти или отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ.
Государственный учет и систематизация действующего законодательства — функция, которая обеспечивает правотворческую деятельность не только самого Министерства юстиции РФ, но и правовую информацию Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти.
В этих целях на базе общеправового классификатора отраслей законодательства осуществляется государственный учет правовых актов федерального уровня: законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Учет ведется на магнитных и бумажных носителях, каждый акт распределяется по предметам соответствующей отрасли законодательства и, путем внесения необходимых поправок и уточнений, поддерживается в контрольном состоянии. Во исполнение Указа Президента РФ от 10 августа 2000 г. № ]486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и принятого в его развитие Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных актов субъектов Российской федерации на Министерство юстиции РФ возложена обязанность ведения этого регистра в целях обеспечения контроля за соответствием правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, а также для получения гражданами и органами власти необходимой правовой информации.
В соответствии с установленным порядком высшее должностное лицо субъекта РФ обязано в семидневный срок после принятия соответствующего правового акта законодательным или исполнительным органом власти направить копию этого акта в Министерство юстиции РФ через соответствующий территориальный орган юстиции для его оценки и последующего включения в соответствующий раздел Федерального регистра.
К этому участку работы Министерства юстиции РФ относится также подготовка к официальному изданию кодифицированных актов (кодексов), участие в работе по созданию Свода законов РФ, а также осуществление обмена правовой информацией с иностранными государствами.
Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных .органов исполнительной власти осуществляется Министерством юстиции РФ в тех случаях, когда они затрагивают права, свободы и обязанности’Человека и гражданина; устанавливают правовой статус организации ‘или имеют межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законодательством РФ. — ‘
Сейчас эта функция Министерства юстиции РФ значительно расширена. В соответствии с Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. № 318 «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования «Российской Федерации» под контроль Министерства юстиции РФ были отнесены подлежащие регистрации нормативные правовые акты Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования, Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ.
Выполняя возложенные на него полномочия, Министерство юстиции РФ проверяет полноту отбора ведомственных нормативных актов, подлежащих государственной регистрации; осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им правовых актов; обобщает практику государственной регистрации и вносит Президенту РФ и Правительству РФ предложения об отмене или приостановлении нормативных правовых актов ведомств в случае их несоответствия действующему законодательству
Координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется путем утверждения Министерством юстиции РФ образцов бланков актов и бланков свиде тельств о государственной регистрации. Министерство юстиции РФ закрепляет за субъектами РФ серии бланков свидетельств о государственной регистрации, разрабатывает методические материалы по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния и содействует в повышении профессиональной подготовки работников органов ЗАГСов.
Кроме упомянутых к полномочиям Министерства юстиции РФ отнесено осуществление функций государственного патентного ведомства; подготовка предложений по совершенствованию авторского права и смежных прав; правовая зашита интересов государства в процессе правового оборота результатов научно-исследовательских работ специального и двойного назначения; выдача разрешений на открытие представительств иностранных юридических организаций на территории Российской Федерации.
Учреждения судебной экспертизы осуществляют экспертную деятельность под организационным и методическим руководством Министерства юстиции РФ в целях обеспечения достоверных обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным и гражданским делам, а также административным материалам.
Систему судебно-экспертных учреждений составляют Федеральный центр судебной экспертизы и 43 экспертных учреждения в регионах, включающие центральные (межрегиональные) лаборатории и лаборатории судебной экспертизы в субъектах РФ. Методическое руководство осуществляется Федеральным центром судебных экспертиз при Министерстве юстиции РФ.
Становление и развитие учреждений судебной экспертизы связано с Концепцией реформирования органов юстиции, в соответствии с которой осуществляются меры по материальному, кадровому и правовому обеспечению ее деятельности, в том числе по повы-шению оплаты труда, развитию научных исследований, укреплению материально-технической базы экспертных учреждений.
В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 е № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» лаборатории судебной экспертизы проводят для судов, органов прокуратуры, внутренних дел федеральной службы безопасности и других правоохранительных органов криминалистические, трасологические, баллистические, почерковедческие и многие другие виды экспертиз.
Приказом Министерства юстиции РФ от 20 декабря 2002 f. № 347 была утверждена Инструкция по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации. Этим документом регламентируются вопросы, связанные с требованиями профессиональной подготовки экспертов; их права, обязанности и ответственность; процедура производства экспертных исследований, включая повторные и комиссионные экспертизы; полномочия руководителей судебно-экспертных учреждений. Приказом Министерства юстиции от 23 декабря 2004 г. № 196 было утверждено Положение об аттестации экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, порядок создания и деятельности Центральной экспертно-квалификационной комиссии. Как уже отмечалось, функции Министерства юстиции РФ включают И решение вопросов, связанных с разработкой политики государственного регулирования и нормотворчества в сфере деятельности подведомственных Министерству юстиции РФ федеральных служб.
studfiles.net
министерство юстиции рф. функции и полномочия минюста — Мегаобучалка
Министерство юстиций РФ. Система органов и задачи.
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно Указу Президента России от 13 октября 2004 года (в редакции от 23 октября 2008 года)[2], Минюст:
1) занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере:
исполнения уголовных наказаний,
регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций,
адвокатуры,
нотариата,
государственной регистрации актов гражданского состояния,
легализации и апостиля,
обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
2) осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере:
исполнения уголовных наказаний,
регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации,
адвокатуры,
нотариата,
государственной регистрации актов гражданского состояния.
В структуру Минюста входят:
Центральный аппарат
11 департаментов по основным направлениям деятельности
Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов
Департамент организации и контроля
Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний
Департамент государственной службы и кадров
Департамент международного права и сотрудничества
Департамент конституционного законодательства
Департамент гражданского и социального законодательства
Департамент управления делами
Департамент по делам некоммерческих организаций
Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой
Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения.
Минюст России осуществляет следующие полномочия:
— вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб и федерального агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб и федерального агентства; (в ред. Указа Президента РФ от 04.03.2008 N 311)
— обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
— обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;
— участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;
— осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минюста России и реализацию возложенных на него функций;
— проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
— принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;
— разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
— обобщает практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки;
— координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;
— осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
— осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации; ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации;
— проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
— осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
— организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
— утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката;
— координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию Российской Федерации с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, включая организацию и проведение визитов делегаций Комитета в Российскую Федерацию, а также подготовку ответов на доклады Комитета по итогам этих визитов;
— представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;
— согласовывает в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложения о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения международных договоров Российской Федерации;
— вносит в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;
— дает заключения о соответствии положений международного договора Российской Федерации законодательству Российской Федерации и их юридической силе в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или является необходимым условием вступления его в силу;
— получает в установленном порядке от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
— взаимодействует в установленном законодательством Российской Федерации порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами;
— утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате;
— определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации;
— осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;
— подготавливает в установленном порядке представления о передаче лиц, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государствах, гражданами которых эти лица являются;
— принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
— утверждает формы ведомственной отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
92.нотариат
megaobuchalka.ru
Перечень всех учебных материалов
Государство и право |
1. Функции и полномочия Министерства юстиции Российской Федерации Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации актов гражданского состояния, а также регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации. |
txtb.ru
43. Министерство юстиции рф и его органы: основные функции и организация
Статус этого министерства в настоящее время определяется главным образом Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954.
В соответствии с п. 5 Положения на министерство возложены следующие основные задачи:
§ реализация государственной политики в сфере юстиции;
§ обеспечение прав и законных интересов личности и государства;
§ обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;
§ обеспечение установленного порядка деятельности судов;
§ обеспечение исполнения актов судебных и других органов;
§ обеспечение исполнения уголовных наказаний.
Каждая из этих задач наполняется конкретным содержанием. Пожалуй, самой емкой является первая из них — реализация государственной политики в сфере юстиции. Для ее осуществления на Министерство юстиции РФ возложены, в частности:
§ координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;
§ юридическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
§ обеспечение деятельности полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и Конституционном Суде РФ;
§ государственная регистрация в случаях, предусмотренных законодательством, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, контроль за правильностью и своевременностью опубликования таких актов, а также представление Президенту РФ и Правительству РФ информации о качестве представляемых на регистрацию актов; ведение государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
§ представление Правительству РФ предложений об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ;
§ государственный учет нормативных правовых актов субъектов Федерации;
§ участие в подготовке Свода законов РФ;
§ участие в разработке и реализации программ автоматизированных систем правовой информации;
§ обмен правовой информацией с иностранными государствами, координация деятельности по созданию национальных банков данных законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств.
Этот неполный перечень функций, связанных с осуществлением задачи по реализации государственной политики в сфере юстиции, весьма наглядно свидетельствует о том значительном объеме работы, которая выполняется Министерством юстиции РФ в данной сфере. Работа такого рода способствует успешному обновлению нормативных актов, издаваемых Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами. В связи с мерами по кардинальному реформированию российской правовой системы выполнение рассматриваемой задачи расценивается как одно из ведущих направлений деятельности Министерства.
Близко к группе функций, связанных с оказанием содействия правотворчеству и правоприменению, примыкают те, которые возложены на Министерство юстиции РФ в сфере международных отношений. К примеру, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1996 г. оно обязано:
— давать или не давать согласие на заключение международных договоров, положения которых так или иначе расходятся с предписаниями российского законодательства;
— представлять заключения о соответствии или не соответствии договора российскому законодательству и тех юридических последствий, которые могут наступить при вступлении договора в силу.
В развитие этих предписаний Закона в Положении о Министерстве юстиции РФ предусматривается ряд его конкретных функций. К ним можно отнести, например:
§ представление в установленном порядке предложений о подготовке, заключении и исполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи, а также международных договоров Российской Федерации в области охраны интеллектуальной собственности;
§ участие в согласовании предложений о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих правила, не предусмотренные российским законодательством;
§ дача, в случае, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или является необходимым условием, вступления его в силу, заключений по вопросам соответствия положений договоров российскому законодательству;
§ представление по поручению Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека необходимых материалов и заключений в связи с поступившими в Европейский суд по правам человека обращениями о нарушении Российской Федерацией положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;
§ исполнение в пределах своей компетенции обязательств Российской Федерации по международным договорам о правовой помощи;
§ выдача разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций на территории Российской Федерации.
В рамках первой из названных задач Министерства заслуживает особого внимания его функция по государственной регистрации нормативных актов органов исполнительной власти.
Это одна из сравнительно новых его функций. Начало ее осуществлению было положено Указом Президента РФ от 5 декабря 1991 г., где вопрос был решен в принципе. В развитие этого Указа Правительство РФ издало 8 мая 1992 г. Постановление, специально посвященное регистрации ведомственных нормативных актов и конкретизировавшее права и обязанности Министерства юстиции РФ в данной области, которые были несколько уточнены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009.
Еще одним важным шагом, обеспечивающим эффективность государственной регистрации актов такого рода, явилось издание Президентом РФ Указов сначала 21 января 1993 г., а затем — 23 мая 1996г. В соответствии с ними все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. После этого они подлежат опубликованию в официальных изданиях— газете «Российские вести» и Бюллетене нормативных актов органов федеральной исполнительной власти, выпускаемом издательством «Юридическая литература» Администрации Президента РФ. Не должны публиковаться только акты или их отдельные положения, являющиеся секретными и конфиденциальными.
Несоблюдение изложенных правил регистрации и опубликования означает, что на акты, не отвечающие требованиям этих правил, нельзя ссылаться при разрешении споров. Они не могут быть законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Наделение Министерства юстиции РФ этим полномочием поставило его в положение активного контролера за качеством значительной части нормативных актов, издаваемых всеми федеральными органами исполнительной власти.
С осуществлением правоохранительной деятельности тесно связана также задача Министерства юстиции РФ и всех его органов по обеспечению прав и законных интересов личности и государства. Для выполнения этой задачи Министерство наделено тоже широким спектром функций. На него, к примеру, возложены:
§ государственная регистрация:
— общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
— централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также представительств иностранных религиозных организаций;
§ контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности;
§ обеспечение регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
§ содействие обеспечению граждан и организаций квалифицированной юридической помощью;
§ координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния; утверждение образцов бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния; разработка методических материалов по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния;
§ осуществление функции государственного патентного ведомства, в также функции агентства по правовой охране программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем; подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области авторского права и смежных прав, осуществление взаимодействия с общественными объединениями, участие в международном сотрудничестве в указанной сфере.
Функция обеспечения юридической noмощью граждан и организаций тесно связана с реализацией соответствующего конституционного положения. (см. ст. 48 Конституции РФ). Она включает в себя многое из того, что должно делаться в сфере содействия надлежащей организации деятельности адвокатуры и нотариата. Во взаимоотношениях с адвокатурой (§ 2 гл. XVII учебника) Министерство юстиции РФ уполномочено (см. подпункты 37— 40 п. 6 и подпункты 11 и 12 п. 7 Положения о Министерстве юстиции):
— давать в установленном порядке согласие на образование коллегий адвокатов;
— вести реестр коллегий адвокатов;
— осуществлять контроль за соблюдением коллегиями адвокатов законодательства, регулирующего деятельность адвокатуры;
— утверждать формы и устанавливать сроки представления отчетности коллегиями адвокатов в органы юстиции;
— вносить в президиумы коллегий адвокатов представления о возбуждении дел о дисциплинарной ответственности адвокатов;
— направлять в коллегии адвокатов предупреждения об устранении выявленных нарушений законодательства.
Выполнение основных функций Министерства юстиции РФ в масштабах субъектов Федерации осуществляется министерствами юстиции республик и управлениями (отделами) юстиции краев, областей, городов, округов (в некоторых субъектах Федерации, не являющихся республиками — например, в Саратовской области, — образованы министерства юстиции). Объем их полномочий, естественно, значительно меньше, чем объем полномочий Министерства юстиции РФ. Они, к примеру, не :ведут государственную регистрацию нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, от них не требуется широкого участия в совершенствовании федерального законодательства. Основным их назначением стало участие в местном правотворчестве, создания условий для оказания на должном уровне юридической помощи гражданам и организациям, организационное обеспечение деятельности мировых судей, руководство нотариатом и загсами, службой судебных приставов, организация государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.
Структура органов юстиции субъектов Федерации строится с учетом объема и содержания выполняемой работы. Министерства юстиции возглавляются соответственно министрами, а управления (отделы) — их начальниками.
studfiles.net